?

Log in

No account? Create an account

выносимая легкость бытия

everybody welcome

Previous Entry Поделиться Next Entry
о нравственности от основателя анархизма
волчок
guiness_2010

Во время таких периодов застоя и дремоты мысли мало говорить вообще о нравственных
вопросах. Место нравственности занимают религиозная рутина и лицемерие «законности». В
критику не вдаются, а больше живут по привычке, следуя преданию, больше держатся
равнодушия. Никто не ратует ни «за», ни «против» ходячей нравственности. Всякий
старается, худо ли, хорошо ли, подладить внешний облик своих поступков к наружно-
признаваемым нравственным началам. И нравственный уровень общества падает все ниже и
ниже. Общество доходит до нравственности римлян во времена распадения их империи или
французского «высшего» общества перед революцией и современной разлагающейся
буржуазии.
Все, что было хорошего, великого, великодушного в человеке, притупляется мало-помалу,
ржавеет, как ржавеет нож без употребления. Ложь становится добродетелью; подличанье -
обязанностью. Нажиться, пожить всласть, растратить куда бы то ни было свой разум, свой
огонек, свои силы становится целью жизни для зажиточных классов, а вслед за ними и у
массы бедных, которых идеал - казаться людьми среднего сословия...
Но, мало-помалу, разврат и разложение правящих классов - чиновников, судейских,
духовенства и богатых людей вообще - становятся столь возмутительными, что в обществе
начинается новое, обратное качание маятника. Молодежь освобождается от старых пут,
выбрасывает за борт свои предрассудки; критика возрождается. Происходит пробуждение
мысли - сперва у немногих, но постепенно оно захватывает все больший и больший круг
людей. Начинается движение, проявляется революционное настроение.
И тогда всякий раз снова подымается вопрос о нравственности. «С какой стати буду я
держаться этой лицемерной нравственности? - спрашивает себя ум, освобождающийся от
страха, внушенного религией. - С какой стати какая бы то ни было нравственность должна
быть обязательна?»
И люди стараются тогда объяснить себе нравственное чувство, встречаемое ими у человека
на каждом шагу и до сих пор не объясненное, - необъясненное потому, что оно все еще
считается особенностью человеческой природы, тогда как для объяснения его нужно
вернуться к природе: к животным, к растениям, к скалам...
И что всего поразительнее, чем больше люди подрывают основы ходячей нравственности
(или, вернее, лицемерия, заступающего место нравственности), тем выше подымается
нравственный уровень общества: именно в те годы, когда больше всего критикуют и
отрицают нравственное чувство, оно делает самые быстрые свои успехи: оно растет,
возвышается, утончается.

Пётр Кропоткин
"Нравственные начала анархизма"